Бали называют «островом тысячи храмов», но на самом деле их гораздо больше и сколько их в действительности никто не знает. Складывается впечатление, что храмов на Бали чуть ли не больше, чем домов. В каждой деревне обязательно есть храм и в каждом доме непременно свой, семейный храм. Когда балийцы строят новый дом, то обязательно строят и семейный храм, причем нередко, когда домашний или семейный храм по занимаемой площади больше дома, а малый земельный участок или вообще отсутствие такового, не условие отсутствия собственного храма, поэтому нередко домашний храм можно увидеть на крыше здания.
На Бали есть храмы, которые носят приставку Pura. Слово Pura переводится как храм, но сейчас имеет несколько более широкое значение — общественный храм или храм на общественной земле. Такие храмы открыты для всеобщего посещения. Среди общественных храмов есть 6 самых основных и самый главный из них Pura Besakih. Более низкие по разряду храмы, посвященные каким-либо святым, далее храмы для прихожан, объединенных по профессиональному признаку, есть еще храмы посвященные какому-то месту, большому дереву, мосту, зданию или даже магазину, такой храм может быть в виде одной единственной башни с резьбой. Деление очень сложное и трудно классифицируемое. В подтверждение этому есть храмы, которые расположены на частной земле, но открыты для всеобщего посещения.
В каждой деревни обязательно имеется три храма:
- Первый или храм деревни – храм, который был построен до образования деревни (на Бали сначала строится храм, а уже потом деревня).
- Центральный храм, посвященный главным религиозным божествам.
- Дальний, храм посвященный духам предков, кое-кто его называет храмом смерти.
Есть еще одна категория храмов Sanggah – домашний или семейный храм. Очень часто на отделку даже семейного храма уходит много времени и средств, и у богатых семей храм может быть больше и богаче иного деревенского. Все храмы и религиозные святилища острова украшены обильной каменной резьбой, множеством пучеглазых демонов, гирляндами цветов и подношений.
Храмы на Бали строят раз и навсегда, многие стоят уже не одно столетие и от древности камень и статуи уже почернели и часто покрыты зелено-изумрудным мхом.
Каждый храм состоит из нескольких помещений или дворов, отделенных друг от друга воротами, крыши же над головой нет. Первые (один или два) дворы — внешние, и только во внутреннем молящийся может обращаться к своему богу, именно там проходят все службы.
На территории каждого храма есть многоярусная башня — это символ священной горы Агунг и символ святой горы Меру. Башни меру могут быть высотой 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов, в зависимости от статуса божества, которому они посвящены.
В дворике храма может быть от одного до нескольких навесов — «Бале». Это простое строение состоящее из крыши на четырех колоннах. Под крышей или каменный пол или отполированная прямоугольная каменная возвышенность. Бале используется для каких-либо практических нужд.
Стоит особо отметить традиционные храмовые ворота Чанди Бентар. Чанди Бентар (Candi Bentar) переводится как расколотые ворота. Эти ворота состоят из двух половинок без перекрытия сверху, украшены богатой каменной резьбой. Ворота символизируют великое знание, двойственность человеческой сущности и разделение мира на две половины: добра и зла – основополагающие силы Вселенной. Балийцы считают, что проходя через ворота, они переходят из одной формы существования мирской, в иную – духовную.
Для посещения храма балийцы обязательно одевают саронг. Этого же они хотят видеть и от посещающих храмы туристов. Не везде это строго соблюдается, но есть храмы, в которые не пустят без обязательного саронга. Саронг – это отрез яркой ткани, который оборачивают вокруг бедер, длина саронга должна быть достаточной, чтобы прикрывать ноги (обязательно ниже колена). Саронги носят и мужчины и женщины.
Храмы, сами балийцы и их религиозность – это некое единство неотъемлемое друг от друга. Нельзя так просто понять балийцев, оценить и описать их жизнь и веру и традиции без проникновения в их суть в их духовность.